Ё“ё?џ

Ётюдную композицию часто называют поэзией шашек. „то же это такое?

Ётюдом называетс¤ композици¤ с числом белых шашек не более четырех, где белые должны выполнить задание (выиграть или добитьс¤ ничьей) остроумным и строго единственным путем. Ётюды должны удовлетвор¤ть и другим требовани¤м: в них должно быть не менее двух композиционных вариантов и не должно быть шашек, не принимающих участи¤ в решении. –ешение этюда должно содержать элементы художественности.

—ейчас мы разберем р¤д этюдов, созданных в разное врем¤ известными композиторами.

Ѕелые: дамка а5, проста¤ a3; черные: простые а7, f4 (ј. Ўошин).

1. а5Чb4!! f4Чg3 (если

1. . .f4Чe3, то 2. b4Чel а7Ч№б

3. a3Чb4, и белые выигрывают)

2.    b4Чс5! g3Чb2 3. a3Чb4, и белые выигрывают (если 3. . . b2Чgl, то 4. b4Ча5; если 3. . . а7Ч№б 4. с5 : а7 b2Чgl, то решает 5. b4Чс5х).

Ѕелые: дамка b8, простые gl, b4; черные: простые с5, e3, f6 (?.  алинский).

1. b8Чg3! с5Чb4 (если 1. . . e3Чd2, то 2. b4Чg5 f6 : f2 3. gl : cl, и оппозици¤ в пользу белых) 2. g3Че 1! b4Чa3 3. elЧf2! e3Чd2 4. b4Чg5 f6 : b4

5. f2Чg3 b4 : 12 6. gl : clx.

Ѕелые: a3, cl, d4; черные: a5, f8, b8 (v. –ахманин).

1. d4Чc5! f8Чe7 2. a3Чb4! a5 : c3 3. c5Чb6 e7Чd6 4. b6Ч a7 h8Чg7 5. a7Чb8 d6Чc5 6. b8Чc7! g7Чf6 (если 6. . .g7Чh6, to 7. c7Чd8 c5Чd4 8. d8Чb6, и белые выигрывают) 7. c7Чa5! c5Чb4 8. clЧb2! c3 : al 9. a5 : h8x.

Ётот прием выигрыша называетс¤ Ђстолбн¤комї Ч вы с ним уже знакомы.

Ѕелые: дамка с5, простые el, h2; черные: простые c3, f4, g3 (¬. Ўошин).

1. с5Чf8! c3Чb2 (если 1. . . c3Чd2 2. el : c3 g3Чf2, то 3. f8Чh6, и белые получают выигрышное окончание) 2. f8Чg7! b2Чcl (при 2. . .b2Чal выигрывает 3. g7Чh8) 3. elЧd2! cl : e3 4. g7Чe5! f4 : d6 5. h2 : d2, и черные проигрывают, так как оппозици¤ в пользу белых.

Ѕелые: e3, h4; черные: №б, d6, №б (ј. Ѕуткевич).

¬ этом этюде белые, име¤ одной шашкой меньше, должны добитьс¤ ничьей.

1. e3Чf4 №бЧс5 2. b4Чg5 с5Чd4 3. g5Чf6 d4Чc3 4. f4Чg5 №б : f4 5. f6Чg7 d6Чe5.

»нтересную ничью делают белые при 5. . .c3Чb2, тогда

6. g7Чf8 d6Че5 7. f8Чa3! b2Ч cl 8. a3Чf8! (с угрозой пойти f8Чg7) 8. . .clЧb2 9. f8Чa3!, и черные вынуждены вновь отходить дамкой на cl, повто𤤠уже знакомую нам позицию, так как на 9. . .b2Чd4 последует

10. a3Чcl 14Чg3 11. clЧf4 с ничьей.

6. g7Чb8 е5Чd4 7. b8Чf6 f4Чg3 (на 7. . .f4Чe3 последует

8. f6Чg5 e3Чf2 9. g5Чe3, и ничь¤ белым обеспечена) 8. f6Ч b4 g3Чb2 9. b4Чf2, и белые добиваютс¤ ничьей.