КОЛ. План I

5.    al—b2

6.    c3—d4 7. g3-f4

Возникла одна из самых важных в теории начала «кол» позиций. Белые заняли централы1ые поля, но черным удалось организовать связку, которая сильно ограничивает противнику выбор хороших продолжений.

Для того, чтобы сохранить возможность уравнять шансы, белым необходимо очень

тщательно выбрать не только план, но и порядок ходов.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько вариантов.

А. 8. f2—g3? h4 : f2 9. el : g3 g5—h4 10. gl—f2 d8— c71, и белым плохо, так как грозит комбинация b6— g5 и затем f8—g7 с разгромом, а после устранения этой угрозы (b2—c3 или f4—е5) черные выигрывают шашку, что должно решить исход борьбы в их пользу.

Б. 8. d2—c3? b8—с7 9. el—d2 (и другие ходы не спасают белых) 9 . . . с7— d6 10. b2—a3 d6 : b4 11. a3 : с5 d8—с7 12. f4—е5 (Белые стремятся вырваться из тисков окружения. Технику выигрыша черных после напрашивающегося 12. cl—b2 должны знать все квалифицированные шашисты, потому что такой прием очень типичен: 12 . . . с7— d6 13. b2—a3 dG : b4 14. a3 : с5 е7—d6 15. с5 : е7 f8 : d6. Торжество стратегии черных. Легко убедиться, что спасения нет.)

12 . . . е7—d6 13. с5 : е7 f8 : f4 14. cl—b2 с7—d6 15. d4—е5 b6—с5! (эффектный прием, немедленно решающий исход борьбы) 16. е5 : с7 f4—g3 17. h2 : f4 а5—b4 18. c3 : а5 с5—d4, и белые теряют большую часть своей армии.

Трудная игра получается для белых и в следующем варианте.

В. 8. b2—c3 b8—с7 9. f4— е5! (единственный ход, все другие ведут к проигрышу)

9 . . . g5—f4! 10. е5 : g3 с7— d6 11. g3—f4 d6 : b4. Временной жертвой шашки черные воспрепятствовали намерению противника активизировать силы правого фланга. Правда, при этом позиция потеряла «коловой» характер, но идейное содержание стратегии черных осталось прежним: они стремятся ограничить противника в выборе хороших продолжений и при случае осуществить связку центральной группировки белых. Захват поля a3 является одним из элементов, обеспечивающих успех этого плана.

Очевидно, что в распоряжении белых лишь два пути: можно осуществить вторжение на иоле е5 (например, ходом f4—е5) или попытаться получить свободу маневров на правом фланге, произведя размен 12. f2—g3 h4 : f2 13. el : g3. В первом случае черные могут после соответствующей подготовки (h8—g7 или f8—g7, затем b4—a3) создать угрозу связки путем е7—f6. Неясно, как белые предупредят удар b6—с5 без материальных потерь.

Разменом на g3 белые действительно получают существенно большую свободу действий, чем в первом случае, когда они предпочитают немедленный выход на е5.

Далее черные могут сыграть на a3 и затем произвести размен b6—с5 и а5 : с7, получая много запасных ходов. Белым же все время придется учитывать, что выход на е5 может привести к гибельной связке.

Все изложенное позволяет заключить, что действительно в рассматриваемом варианте у белых получается трудная игра.

Может быть, некоторым читателям захочется поглубже разобраться в тонкостях, проверить даваемые нами оценки. Им можно дать совет попытаться самостоятельно проанализировать такие позиции и лишь в случае затруднений обратиться к другим книгам по теории шашечных начал. Такой подход позволит наглядно убедиться, что главное заключается не в запоминании вариантов, а в понимании планов сторон, методов проведения этих планов в жизнь. Особенно важно, чтобы именно так, творчески, отнеслись читатели к тем продолжениям,

о которых мы вынуждены говорить очень коротко, без подробных доказательств.

Возвращаясь к анализу позиции, изображенной на диаграмме 5, отметим, что сохранить равновесие белые могут лишь при острокомбинационном 8. f4—е5!

Рассмотрим основные варианты.

Черные располагают двумя идейными продолжениями. Прежде всего неясно, как белые могут спасти шашку после 8 . . . d8—с7. Оказывается, жертва шашки (в определенный момент) входит в план игры белых: 9. b2—a3 h8—g7 10. a3—b41 а5 : c3 11. d2 : b4 е7—d6 (приходится так играть, поскольку 11 . . . b6—а5 немедленно проигрывает из-за

12. cl—b2! и затем 13. с5— d6) 12. с5 : е7 f8 : d2 13. cl : e3. Теперь белые неизбежно связывают шашки правого фланга черных (ход

13 . . . b6—а5 невозможен) И, несмотря на потерю шашки, получают перевес.

Сильнее 8 . . . h8—g7. Дальнейшее очень любопытно: 9. е5—d6! (остальное проигрывает) 9 . . . g5—f4 10. e3 : g5 h4 : f6 (потеря шашки неизбежна, но черные не смогут удержать материальный перевес) 11. d2—c3 d8— с7 12. f2—g3 с7 : е5 13. el— d2! Выясняется, что черные должны вернуть шашку путем 13 . . . а5—b4, после чего игра уравнивается.

Интересно отметить, что показанная жертва шашки нередко встречается в «коловых» позициях. При анализе игры, Филиппова мы встретимся с подобными идеями.

Подводя итог рассмотрению первого плана (5. а1—b2 g7—f6 6. c3—d4 с7—b6! 7.

g3—f4 f6—g5), необходимо подчеркнуть, что он весьма опасен и не может быть рекомендован. Этот вывод не означает, что нет смысла применять на практике такой порядок ходов, который приводит к позиции, показанной на диаграмме 5. Мы видели, что получающаяся позиция не проиграна для белых и они, хоть и единственным путем, по могут сохранить равновесие, имея к тому же ряд замаскированных ловушек. Наше заключение носит более общий характер: в большинстве «коловых» позиций весьма опасно допускать связку центральной группировки шашек по типу позиции на диаграмме 5. Спасающие маневры (типа 8. f4—е5) встречаются очень редко.