Комбинации с двумя и более финалами. Часть 2.
Интересен прием создания вынужденного роздыха, подкупающее красивы следующие один за другим дальнобойные удары белых шашек с b2 и al.
1. al—b2! a3 : cl 2. e3— d4!! с5 : e3.
Если 2. . .cl : g5, то 3. Ы : b6; на 2. . .cl : e3 и
2. . .cl : f4 решает, в частности, 3. d4 : d8 : cl и т. д.; проигрывает 2. . .е5 : g3 из-за 3. b2 : f4! cl : g5 4. h4 : f2.
3. d2 : f4!! e5 : el.
После 3. . .cl : g5 4. h4 : b6
выигрыш белых не вызывает сомнений.
4. gl—f2 el : g3 5. h2 : f4 cl : g5 6. h4 : b6, и белые легко выигрывают.
1. f2—g3 (подготавливая условия для проведения сложной замаскированной комбинации) 1. . .f6—е5 (если 1. . .f6—g5, то 2. g3—h4, и черным надо сдаваться)
2. a3—b4! с5 : cl 3. e3—d4! cl : g5 4. d4 : d8! Получилось своеобразное «самообложение». Черным мешает своя же шашка h6.
4. . .g5—h4.
Интереснее способ выигрыша после 4. . .b6—с5. Тогда 5. d8 : h4 с5—b4 6. g3—f4! b4 : d2 7. h4—el!
d2—cl 8. el—h4 и т. д. Выигрывали белые и в случае
4. . .d6—е5. Например, 5.
d8 : h4 е5—d4 6. c3 : е5 а5—b4 7. b4—f6 b4—c3 8. e5-d6 c3—d2 9. d6—е7
b6—с5 10. е7—d8 и т. д. На 4. . .g5—cl решало 5. g3—f4; при 4. . .g5—e3 быстрее всего ведет к победе
5. c3—b4. Если 4. . .а5—b4, то 5. c3 : е5 g3—-h4 6. е5—f6! и белые выигрывают.
Но, играя 4. . .d6—с5! 5. d8 : h4 с5—b4, черные могли организовать более упорную защиту. Например: 6. g3—f4! b4 : d2 7. h4 : el! h6—g5! 8. f4 : h6 d2—cl 9. h6—g7 cl— f4! 10. g7—h8
f4—b8 11. gl—h2, и, хотя окончание теоретически выигрышное для белых, предстоит стадия реализации достигнутого преимущества.
5. c3—b4!! После допущенного черными промаха проходит основной замысел комбинации, и белые заканчивают партию энергичным контрударом.
5. . .b4 : el (ясно, что и остальные два возможных боя также ведут к поражению) 6. d8—h4! а5 : c3 7. gl—f2 el : g3 8. h4 : f4.
И в этом положении комбинация начинается не сразу, а сначала следует тихий ход 1. c3—b4!
Черные имеют выбор между пятью ответами. Но еледует сразу же сузить этот круг, так как три хода — бессмысленные поддачи шашек.
1. . .b6—а5.
Вели 1. . .g7—f6, то % f4—е5! f6 : d4 (явно проигрывает 2. . .d6 : f4, a 2. ¦ . h6 : f4 не годится из-за 3. e5 : g7, и белые должны выиграть) 3. cl—d2! h6 : f4 Д, d2—e3 «14 : d2 5, el : e5 d6 : f4 ?, b4 : b8! f4—e3 Z b8—f4! (решает и 7. b8—a7)
7. . .e3 : g5 8. h4 : a5, и все ‘силы черных~уничтожены.
2. el—f2! Пользуясь роздыхом, белые переводят черную шашку на е5, после чего станет возможным разгромный удар g5—f6.
2. . .а5 : c3 3. cl—d2! c3 : е5 4. g5—f6 е7 : g5 5. h4 : d8!
Эта комбинация была не так уж сложна, но несомненно эффектна.
Посмотрим, как может выглядеть подобная идея в более замаскированной, усложненной редакции.
1. c3—b4! g7—b6. Выбор ходов сразу же стал ограниченным. На 1. . .b6—а5 белые подготовили контрудар 2. f4—е5! а5 : c3 (вынужденно) 3. cl—d2! d6 : h6
4. cl : b8. Нельзя продолжать 1. . .g7—f6 из-за, например, 2. el—f2 f6 : h4 3. f4—e5 и г. д. Остальные формально возможные ходы не заслуживают внимания.
2. el—f2! f8—g7. Опять вынужденный ход. Если
2. . .b6—а5, то — стремительный контрудар 3. g5—f6, и игре сразу же конец.
3. gl—h2! b6—а5. Приходится делать этот ход. Нельзя
3. . .g7—f6 ввиду 4. cl—d2 f6 : h4 5. f4—e5. А теперь белые проводят уже знакомый нам разгромный маневр. Правда, там белая шашка уже стояла на h4, и поэтому идея финального удара была более доступной для отыскания.
4. h2—g3! а5 : c3 5. cl—d2! c3 : el 6. g3—h4 el : e5 7. g5—f6 e7 : g5 8. h4 : d8.
Некоторые из рассмотренных ранее комбинаций, а особенно три последних примера, должны подсказать нам, что в шашечной партии между позиционной игрой и комбинацией существует тесная взаимосвязь, что комбинационные замыслы могут быть заранее предусмотрены и поэтому должны входить в общий план ведения борьбы. Изучению этого немаловажного участка теории отводится в дальнейшем специальный раздел.
А вот еще две оригинальные комбинации.
1. h4—g5! Создавая непосредственную угрозу: 2. g5—f6! e7 : g5 3. g3—h4
e5 : g3 4. h4 : h8. Поэтому отпадают ходы 1. . .b6—а5, 1. . .b4—a3 и 1. . .b4—c3. Если же 1. . .е5—d4, то выигрывает 2. d2—c3.
1. . .g7—f6 2. g3—b4!
е5 : g3 3. e3—d4!! с5 : cl (3. . .h6 : f4 4. d2—e3! f4 : d2 5. el : g7 g3 : el 6.
d4 : b6 f8 : h6 7. gl—f2
el : g3 8. h4 : f2, и белые выигрывают. Не спасают черных и другие вариации боя, возможные на 5-м ходу) 4. gl—h2! h6 : f4 5. f2—e3 f4:d2
6. el : g7 f8 : h6 7. h2 : f4! cl : g5 8. h4 : d8.
l.g3—f4!e5 : g3 2* cl—d2!! a3 : f4 (остальные взятия в комментариях не нуждаются) 3. gl—h2!! с5 : a3 4. c3—b4! a3 : с5 5. f2—e3 f4 : d2 6. b2 : f4! d2 : g5 7. h4 : f6 : d8 : b6 : d4 : h8.
Здесь идеи выигрыша настолько глубоко замаскированы, что найти такую комбинацию, рассчитать во время партии, в уме, все возникающие на доске варианты сможет только уже достаточно опытный, эрудированный шашист.
Перед тем как закончить эту главу, надо еще раз предупредить читателя: необходимо тщательно изучить все возможные последствия комбинационного маневра до его проведения.
Мало уметь рассчитывать все ходы комбинации. Надо научиться мысленно — не передвигая шашек на доске— представлять себе все возникающие в процессе комбинации позиции и объективно учитывать появляющиеся у противника возможности.
При малейшей погрешности рушится целиком весь замысел, и вместо выигрыша или ничьей надо будет признать себя побежденным
Позиция белых пассивнее, и они решили форсировать ничью,