ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «РОЗДЫХА»
С использованием «роздыха» вы уже несколько раз встретились в отдельных примерах. Этот прием очень часто применяется в игре. В ряде случаев он является составной частью комбинации.
Смысл приема в следующем: играющий подготавливает проведение какой-либо операции, пользуясь тем, что в этот момент противник вынужден произвести взятие. Вынужденный ударный ход противника дает время для подготовки задуманного маневра.
В позиции на диаграмме ход белых. Им известно, что черные следующим своим ходом обязаны побить шашку b4.
Нельзя ли использовать время, которое затратят черные на взятие этой шашки, для подготовки удара?
Оказывается, можно.
1. gl—f2! а5 : c3 2. al—b2! c3 : al.
Следующим ходом черная дамка должна будет побить шашку е5. Опять «роздых», то есть опять белые получили дополнительное время для подготовки решающей операции.
3. el—d2! al : f6 4. f2—g3 h2 : f4 5. e3 : e7 18 : d6 6. h6 : a3x.
Белые: b2, cl, c5, d2, d4, e3, e5, g3, h2; черные: a5, a7, b8, c7, d8, e7, f6, g5, g7.
Мастер П. Святой, игравший белыми, эффектным ударом создал «роздых» и выиграл партию.
1. с5—d6!! е7 : с5 2. d4 : b6 f6 : b4.
Если 2. . .а7 : с5, то сразу же последует 3. e3—d4! с5 : e3
4. d2 : f8, и белые выигрывают.
3. b2—c3.
Белые подводят шашку b2 для решающего удара. Ведь им заранее известно, какой ход должны сделать черные — побить шашку b6.
3. . .а7 : с5 4. c3—d4 с5 : e3 5. d2 : f8x.
Рассмотрим другой интересный пример «роздыха».
Белые: b2, с5, d2, el, e3, g3, h2, h4; черные: a5, a7, c7, e5, e7, f6, g5, h6.
Мастер М. Становский, игравший белыми, сумел использовать «роздых» и добиться победы.
Вот как это произошло.
1. b2—c3 с7—d6?
Черные хотят выиграть шашку, но это проигрывает партию. Следовало играть 1. . .с7—b6
2. e3—d4 е7—d6 с равной игрой.
2. c3—b4 а5 : c3 3. d2 : b4 е5—d4.
Как будто черные добились своей цели. Но неожиданно последовало:
4. e3—f4! g5 : e3 5. b4—а5 d4 : b6 6. а5 : g7 h6 : f8 7. g3—f4 e3 : g5 8. h4 : d8, и белые выиграли.
Ход белых Могут ли они добиться победы?
Вот какое убедительное продолжение применил знаменитый мастер:
1. d4—с5! f8—е7 2. f2—gc f4—e3 3. gl—f2! e3 : gl 4. g3—Ы gl : b6 5. h4 : a5x.
Использовав «роздых», белые сумели прорваться в дамки и выиграли партию.
В партии Нигель — Матасов получилась такая позиция:
белые: a3, b2, cl, d2, f2, f4, gl, h4, h6; черные: a7, b4, b8, c5, d4, d8, f6, f8, h8.
Последним ходом белые неосмотрительно вывели простую g3 на поле f4, рассчитывая в дальнейшем заходом на е5 выиграть шашку.
1. . .f6—g5! 2. h4:f6 h8— g7!! 3. f6 : h8 b4—c3! 4. d2 : d6.
Следующим ходом белые должны будут побить дамкой шашку c3. Черные используют этот «роздых» для подготовки решающего удара.
4. . .d8—с7 5. b8 : c3 с7 : а5 X.
Как видно из предыдущих примеров, иногда можно получить «роздых», пропустив противника в дамки. У этой дамки остается под ударом шашка, что и используется для подготовки выигрывающего маневра.
У черных не хватает шашки, но, несмотря на это, кажется, что они должны выиграть. Ведь почти все шашки белых связаны, а шашка черных c3 расположена очень выгодно.
У белых есть возможность при помощи интересного маневра развязать свои шашки.
1. e3—d4 g5 : с5 2. cl—d2 d6 : f4 3. d2 : d6 c7 : e5 4. al—b2 a3 : cl 5. el—d2 cl : e3 6. f2 : f6, но после 6. . .f4—e3 7. f6—e7 h4—g3 8. e7—d8 g3—f2 9. d8— a5 f2—el 10. a5—d8 el—a5 11. d8—f6 e3—d2 черные получают большие шансы на выигрыш.
Однако оказывается, что в этой позиции возможен другой маневр — он приводит к победе белых. Этот маневр основан на создании «роздыха».
1. cl—d2! a3—b2.
Если 1. . .c3—b2, то 2. al : c3 d6—с5 3. c3—d4 с быстрым выигрышем.
2. d2 : b4 b2—cl 3. f2—g3!! h4 : f6 4. al—b2!
Каскад жертв!
4. . .cl : с5.
Если 4. . .g5 : e3, то 5. el— f2x.
5. el—12.
Используя «роздых».
5. . .g5 : e3 6. f2 : h4, и белые выигрывают.
Яркий пример, демонстрирующий богатые возможности, которые предоставляет «роздых» игроку, проводящему комбинацию.
Белые: а5, cl, c3, d2, f4,g3; черные: a3, b4, с5, с7, е7, b6.
В позиции А. Ефремова белые, используя «роздых», добиваются эффектной победы.
1. cl—b2!! a3 : g5 2. g3—h4 b4 : d2 3. h4 : cl X.
Чаще всего «роздых» получается в результате того, что противник нападает на шашку. Такой ход с нападением он может сделать добровольно, но иногда удается и заставить противника сделать ход с нападением для создания «роздыха».
Средство для принуждения — угроза.
Белые: c3, с5, d2, b4; черные: а5, е7, f6, g7 (С. Таксер).
У каждого противника по четыре шашки. На первый взгляд кажется, что партия должна закончиться вничью. Но белые, используя угрозу, а затем «роздых», добиваются эффектной победы.
1. d2—e3 f6—е5.
Других ходов у черных нет. После 1. . .g7—h6 белые сразу же выигрывают 2. e3—14.
2. h4—g5!
С угрозой 3. e3—d4 и прорывом в дамки. Поэтому черные вынуждены сами напасть на белые шашки, после чего белые получают «роздых».
2. . .е5—f4 3. с5—b6!
Белые создают дополнительный «роздых», чтобы подвести шашку на поле b6, а затем нанести решающий удар.
3. . .f4 : b4.
Если 3. . .а5 : с7, то последует 4. g5—h6 f4 : b4 5. h6 : a3, и белые выигрывают.
4. g5—h6 а5 : с7 5. h6 : a3, и белые одержали победу.
Интересен следующий пример.
Белые: дамка d2, простые b4, cl, c3, с5; черные: простые а5, а7, е5, е7, f2.
1. d2—el! f2—gl 2. cl—d2! gl : b6 3. d2—e3 b6 : gl 4. b4—c5 gl : b6 5. c3—b4 a5 : c3 6. el : d4x.
В этом положении белые используют «роздых» для создания неотразимой угрозы.
1. g5—h6! а5 : c3 2. h4—g5, и белые выигрывают, так как на любой ход черных последует
3. g5—f6!
Белые: a3, cl, c3, с!2, f2, gl, h2, b6; черные: a5, b4, b8, с5, d8, f6, f8, g7.
Белые соблазнились возможностью выиграть шашку.
1. c3—d4? с5 : e3 2. a3 : с5 f8—е7! (можно и 2. . .d8—с7!)
Черные используют «роздых».
3. 12 : d4 (или 3. d2 : f4)
3. . .d8—с7 4. h6 : d6 c7 : elx.
Совершенно незаметная ловушка, основанная на создании «роздыха».
Белые: cl, c3, d4, el, f2, h2; черные: a3, b6, e3, е7, g5, g7 (И. Кобцев).
1. c3—b4! e3 : gl (если 1. . . a3 : с5, то 2. h2—g3 e3 : gl
3. el—d2 с5 : e3 4. d2 : а7 gl—h2
5. а7—b8, и белые выигрывают)
2. el—d2! a3 : e3 3. d2 : а7х.
Черная шашка h2 находится на преддамочном поле. Если она пройдет в дамки, то партия закончится вничью; если белые играют 1. f2—g3, то тоже ничья, так как белая дамка не сможет