Обратный кол
1. c3—b4 f6—е5 2. g3—b4 е5—f4 3. e3 : g5 h6 : f4.
В отличие от предыдущего дебюта, здесь белые и черные меняются ролями. Черные проводят атаку на правом фланге белых. Белые стремятся охватить позицию черных с флангов.
Обратный кол — один из самых сложных и острых дебютов.
Учебный пример
1. c3—b4 f6—е5 2. g3—b4 е5—f4 3. e3 : g5 h6 : f4 4. b4—а5 g7—f6 5. b2—c3 h8—g7 6. al — b2 g7—h6 7. c3—b4?
Этот ошибочный ход дает возможность черным при помощи комбинации прорваться в дамки. При правильной игре партия примерно развивалась бы так: 7. f2—g3 d6—е5 8. c3— b4 b6—с5 9. b4 : d6 е7 : с5 с равной игрой.
7. . .[4—e3! 8. d2 : f4 f6—g5
9. h4 : f6 e7 : e3 10. f2 : d4 d6— c5 11. b4 : d6 c7 : al. Черные выигрывают.
Отыгрыш
1. c3—d4 d6—c5 2. b2—c3 c7—d6 3. c3—b4 b6—a5 4. d4: b6 a5 : c7.
Игра носит позиционный характер. Черные разменом назад ослабляют атаку белых на правом фланге, а затем развивают шашки левого фланга.
Центральной позиции белых черные противопоставляют игру на флангах.
Развитие шашек левого фланга для черных — основной закон в этом начале. Если черные не успеют вовремя развить шашки левого фланга, то они могут попасть под разгромную атаку центральных сил белых.
Учебный пример
1. c3—d4 d6—с5 2. b2—c3 с7—d6 3. c3—b4 b6—а5 4. d4 : b6 а5 : с7 5. al—b2 h6—g5 6. g3—h4?
Этот ход сразу же ведет к проигрышу. При правильной игре партия могла бы продолжаться так: 6. g3—f4 gl—Ьб 7. b4—c5 d6 : b4 8. a3 : c5 g5—h4 9. b2—c3 f6—g5 10. e3—d4 g5 : e3
11. d2:f4 h8—g7 12. f2—g3 h4 : f2 13. gl : e3 с равными шансами.
6. . .f6—е5! 7. h4 : d4 d6—c5,
и, куда бы белые ни побили, черные прорываются в дамки и выигрывают партию.
Перекресток
1. c3—d4 d6—е5 2. b2—c3 е7—d6 3. e3—f4.
Дебют получил свое название из-за рисунка расстановки шашек в центре доски, напоминающего перекресток.
Игра носит закрытый характер. В начале партии силы обеих сторон бывают связаны в центре. Медленное маневрирование на правом фланге ставит целью держать под контролем центральные поля доски.
Учебный пример
1. c3—d4 d6—е5 2. b2—c3 е7—d6 3. e3—f4 Ьб—а5 4. 12—e3 а7—Ьб?
Этот ход приводит к проигрышу партии. Следовало ходить 4. . .с7—Ьб, и тогда игра могла бы развиваться примерно так: 5. cl—b2 Ьб—с5 6. d4 : Ьб а5 : с7 7. e3—d4 а7—Ьб 8. gl—f2 b8—а7 9. d2—e3 Ьб—с5 10. d4 : Ьб а7 : с5 11. c3—d4 е5 : c3
12. b2 : Ьб с7 : а5 13. al—b2 f6—g5 14. g3—b4 f8—е7 15. b4 : f6 g7 : g3 16. f2 : b4 с равной позицией.
5. cl—b2! b8—а7 б. gl—f2 Ьб—с5 7. d4 : Ьб а7 : с5 8. c3— d4 е5 : c3 9. b2 : Ьб, и белые выигрывают.
Обратный перекресток
1. c3—d4 d6—е5 2. b2—c3 е7—d6 3. g3—h4 d6—c5.
Обратный перекресток встречается в соревнованиях гораздо реже, чем перекресток. Этот дебют все еще мало изучен и позволяет повести противника по нехоженым тропам. Инициативу в этом начале захватывают черные.
Учебный пример
1. c3—d4 d6—е5 2. b2—c3 е7—d6 3. g3—b4 d6—с5 4. al— b2?
Этот ход дает возможность черным при помощи комбинации пройти в дамки. Правильная игра предусматривает с обеих сторон следующее продолжение:
4. f2—g3 с7—d6 5. g3—f4 e5 : g3
6. h4 : 12 Ьб—a5 7. d4 : Ьб a5 : c7 с примерно равной позицией.
4. . .с5—b4! 5. a3 : с5 е5— f4! 6. e3 : е7 f8 : b4 7. c3 : а5 Ьб—g5 8. b4 : f6 g7 : al X.
Так закончилась когда-то партия Кулаков — Холодов.
Косяк
1. c3—b4 f6—g5 2. g3—f4 Ьб—c5 3. b2—c3 g7—f6.
Один из наиболее старинных дебютов. Еще знаменитый московский игрок XIX века, знаток шашечных начал И. Хромой часто применял в своих партиях это начало.
Тонкие и сложные позиционные маневры требуют очень точной игры. Незаметная на первый взгляд ошибка через много ходов может привести к неминуемому поражению.
Учебный пример
1. c3—b4 f6—g5 2. g3—f4 b6—c5 3. b2—c3 g5—h4 4. c3— d4 g7—f6 5. d4 : b6 a7 : c5 6. d2—c3 h8—g7?
Этот ошибочный ход приводит черных к поражению. Причем выигрыш за белых носит позиционный характер. Правильно было продолжать за черных, например, 6. . Л6—е5 7. cl—d2 е5 : g3 8. h2 : f4 е7—f6 9. f4—g5 h6:f4 10. e3:e7 d8 : f6 11. d2—e3 f8—g7 12. b4—a5 d6—e5 с равной игрой.
7. al—b2 f6—e5.
He спасало от поражения и
7. . .f6—g5. Тогда белые выигрывали так: 8. el— d2 е7—f6
9. h2—g3, и, куда бы черные ни пошли, они проигрывают.
8. cl—d2 е5 : g3 9. h2 : f4 е7—f6 10. f4—g5 h6 : f4 11. e3 : e7 d8 : f6 12. d2—e3 f8—e7.
Ha 12. . .g7—h6 или 12. . . c7—b6 выигрывает 13. f2—g31
13. e3—f4! f6—e5 14. f2—e3! e5 : g3 15. c3—d4 c7—b6 16. d4—e5 и 17. b4 : cl x.
Впервые этот путь к выигрышу нашел Д. Саргин в 1894 году.