Отыгрыш. Часть 2.
Д. Система с уступкой центра.
5. e3—d4 16—е5
6. d4 : f6 g7 : е5
7. g3—h4 h8—g7
8. al—b2 a7—b6
9. b4—a5 b6—c5
10. b2—c3 e7—16
11. c3—b4.
Черные доминируют в центре, но белые сохраняют достаточные ресурсы, благодаря угрозе окружения и связки позиции противника. Так, неосторожный выпад в центре 11 . . . е5—d4? ведет к поражению после 12. cl—b2! Теперь нормальное развитие ходом 12 . . . 16—е5 невозможно из-за комбинации 13.
b2—c3 d4 : b2 14. a3 : cl с5 : a3 15. h4—g5 и 16. cl—b2 и т. д. На 12 . . . d8—е7 белые осуществляют решающую связку центра (d2—e3, h2— g3 и e3—14). При 12 . . . 18—е7 следует 13. d2—e3 16—е5 14. e3—14 е5 : g3 15. h2 : f4 е7—16 16. 12—g3, и черные не имеют приемлемых продолжений (16 . . . 16—е5
17. b2—c3! и т. д.).
Поэтому черным следует играть 11… е5—14. В этом случае предстоит напряженная борьба.
Е. Система с разменом на а5.
Наиболее часто эта система разыгрывается следующим образом.
5. d2—c3 16—g5
6. cl—d2 g5—h4
7. b4—c5 d6 : b4
8. c3 : a5 …
План белых состоит в том, чтобы захватить и удержать центр. Черные же должны стремиться к ограничению подвижности центральной позиции противника. Далее борьба обычно развертывается так: 8 . . . g7—16 9. al—b2 f6—g5.
Слабее ловушечное продолжение 9 . . . h8—g7 10. e3—d4 h6—g5 с расчетом на неосторожное 11. a3—b4?, что ведет к феерической двухвариантной комбинации:
11…16—е5! 12. d4:h8
g5—f4 13. g3 : e5 h4—g3! Теперь на 14. h2 : 14 следует очевидное 14 . . . f8—g7, a после 14. 12 : h4 серия эффектных жертв продолжается и приводит к красивому финалу: 14 . . . 18—g7 15. b8 : 16 е7 : go 16. h4 : 16 d8— е7. В конечной позиции выигрыш черных прост.
Разумеется, соблазнительно «поспорить» на такую комбинацию. Но белые могут сыграть просто 11. d2—e3!, и это обеспечивает им существенное преимущество. Так, в практике соревнований встречалось И . . . g7—b6
12. g3—14 е7—d6 13. d4—с5 d6 : b4 14. а5 : c3 16—е5 15. 14 : d6 с7 : е5 16. e3—d4, и белые захватывают все командные пункты в центре. Такое продолжение будет, несомненно, «ушатом холодной воды» для любителя комбинаций.
10. e3—d4 е7—16, и, разменявшись назад, черные получают вполне хорошее положение.
Наш обзор несколько затянулся. Но показанное далеко не исчерпывает теории даже тех вариантов, которые получаются после ходов 1. c3—d4 d6—с5 2. b2—c3 с7—d6 3. c3—b4 b6—а5 4. d4 : b6 а5 : с7.
А ведь существуют интересные системы, связанные с некоторыми изменениями в ходах белых. Например, большой популярностью пользуется такой порядок ходов:
1. c3—d4 d6—с5
2. b2—c3 с7—d6
3. g3—14 b6—а5
4. d4 : b6 а5 : с7
5. al—b2.
При желании противники могут не сводить игру к рассмотренным вариантам и создать своеобразные построения. Например, 5 . . . 16—е5 6. e3—d4 (хорошо и
6. 12—g3 или даже 6. h2—g3) 6 . . . е5 : g3 7. h2 : 14, захватывая при случае «коловое» поле.
Очень острая игра —правда, по последним исследованиям в пользу белых — создается после 5 . . . d6—с5
6. c3—b4 е7—d6.
Нешаблонные позиции возникают при 5 . . . f6—g5 6. c3—d4 g7—f6 7. d2—c3 g5— h4 8. cl—d2 d6—c5! 9. d4 :b6 a7 : c5 10. 14—g5 (10. c3—d4 или 10. c3—b4 нельзя из-за несложных комбинаций) 10 . . . b6 : f4 11. e3 : g5 с7— d6 12. c3—b4, и, уступив центральные поля, белые рассчитывают на успех стратегии окружения.